#Инициативы

Возвращая культуре память

13/03/2025
Фото: lori.ru

РЦИС поможет архивам и креативному бизнесу найти друг друга

Современная российская культура ведет интенсивный диалог с историческим наследием. Кинематографисты переосмысляют эпохи 80-х и 90-х в популярных сериалах, дизайнеры используют мотивы декоративно-прикладного искусства времен СССР, в эфир возвращаются, казалось бы, давно забытые поп-исполнители. Подобный диалог невозможен без документов эпохи, будь то газеты, кинохроника или фотографии. Однако использовать этот массив зачастую трудно, как по техническим, так и по правовым причинам. Разрешить эти трудности попробуют участники круглого стола Российского центра оборота прав на результаты творческой деятельности (РЦИС) «Управление правами на архивные произведения. Нормативные и технические новеллы» 14 марта.

Несмотря на повышенный спрос на культурное наследие со стороны креативных индустрий, архивы, фильмофонды и библиотеки в мире интеллектуальной собственности держатся особняком. Зачастую творец попросту не знает, где искать материалы, необходимые для реализации творческого замысла. А если и нашел их — как получить разрешение на использование. Архивы понимают, что некоторые из «единиц хранения» имеют ценность для бизнеса, но пройти путь до потенциального потребителя крайне сложно. Да и издержки на развитие технологических решений, с учетом того, что каждый случай индивидуален, оказываются неподъемно высоки.

Решить проблему системно позволяет интеграция архивов с общественно-государственной инфраструктурой РЦИС.РФ, отметил президент Федерации интеллектуальной собственности, сопредседатель Координационного совета РЦИС Сергей Матвеев: «После того как сведения об уникальных документах попадают в распределенный реестр, они становятся доступны для заключения цифровых контрактов для широкого круга креативных компаний, заинтересованных в правомерном использовании культурного наследия, в какой бы точке страны и мира пользователь ни находился».

По его словам, этот инструментарий с одной стороны, удовлетворяет запрос индустрий на исторические материалы, с другой — помогает архивам заявить о себе и стать активными участниками рынка прав.

РЦИС уже сотрудничает с Государственным архивом Республики Татарстан, Библиотекой по естественным наукам РАН, Центральной научной медицинской библиотекой (ЦНМБ), Государственной публичной научно-технической библиотекой России (ГПНТБ). Благодаря партнерству Госфильмофонда и киноархива net-film в 2023–2024 годах в сети РЦИС.РФ было зарегистрировано свыше 10 000 архивных аудиовизуальных произведений, с которыми совершено уже более 56 000 цифровых сделок. Этот опыт был признан Координационным советом РЦИС успешным и будет масштабироваться.

Киноархив net-film в рамках сотрудничества готов и предоставляет архивам технологические решения и платформу для интеграции с РЦИС.РФ и это уже дало позитивные результаты в обеспечении доступности материалов для креативной отрасли, но порой для того, чтобы объединить актуальную культуру и историческое наследие, одной цифровой инфраструктуры оказывается недостаточно, отметил заместитель генерального директора киноархива net-film Антон Бежко: «Из того, что произведение находится в архиве, вовсе не всегда следует, что его правообладатель известен и готов к переговорам. Множество архивных и музейных артефактов относится к так называемым “сиротским” произведениям, которые до последнего времени было невозможно использовать, так как не у кого было спросить на это разрешения. К этой категории относятся как произведения с неизвестными авторами, так и произведения, производители которых (киностудии) прекратили работу, а правопреемники не были определены.».

И здесь на помощь архивам и творческому бизнесу пришли инновации правовые. Не так давно принятый закон о «сиротских» произведениях позволяет использовать их, выплачивая вознаграждение аккредитованной организации, которая обязана хранить деньги на специальном счете и передать их автору или другому правообладателю, как только он заявит о себе. Подобная юридическая конструкция позволяет обеспечить доступ граждан к культурным ценностям и одновременно устранить правовые риски бизнеса, сопряженные с использованием охраняемых объектов без разрешения автора.

Новое регулирование уже «обрастает» необходимыми подзаконными актами, проясняющими, как именно будет реализован указанный механизм. Так, Минкультуры РФ подготовило проект Постановления Правительства РФ со ставками за использование «сиротских» произведений. По всей вероятности, свое отражение в нормативной базе найдет и специфика коммерциализации «сиротских» произведений из архивов.

Планируемое широкое обсуждение всех технических и правовых новел, которые организованы Минкультуры России и РЦИС при участии киноархива net-film, будет иметь большое значение для построения безбарьерной системы использования наследия в современных продуктах. К участию в круглом столе приглашены директор департамента кинематографии и цифрового развития Минкультуры России Дмитрий Давыденко, руководитель Национального центра исторической памяти при Президенте Российской Федерации Елена Малышева, председатель Государственного комитета Республики Татарстан по архивному делу Гульнара Габдрахманова, директор Представительства Госфильмофонда России в г. Москве Дмитрий Алимов, заместитель руководителя управления распределения вознаграждения РАО Константин Голенков, директор Ассоциации «Гильдия неигрового кино и телевидения» Ольга Курина, заместитель директора Санкт-Петербургского ГКУ «Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга» Даниил Простолупов, заместитель директора РАСПИ Марина Астахова, директор ГБУ «Государственный архив Республики Татарстан» Сергей Горохов, директор «Роскосмос Медиа» Павел Бугров, и другие представители региональных архивов и компаний креативной индустрии.