#Инициативы

В РСПП прошел Форум по креативным индустриям и интеллектуальной собственности «Креативный экспорт: новые горизонты»

12/02/2024

Главной темой дискуссии стали суверенитет и завоевание новых рынков в контексте перехода к новой, нематериальной экономике, а также роль в этом процессе долгожданного законопроекта о развитии креативных индустрий, который готовится ко второму чтению в Госдуме.

«Обеспечение совокупного суверенитета – сегодня приоритетная задача, которая поставлена руководством страны и поддерживается бизнесом. Очевидно, что эту задачу невозможно решить без наращивания инвестиций в создание интеллектуальной собственности, без расширения творческой деятельности, в том числе в научно-технической сфере», – постулировал президент Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин, открывая форум.

Президент самого крупного бизнес-объединения страны среди острых и необходимых решений назвал единообразное налогообложение для всех видов творческих индустрий, подразумевающее отмену НДС на все типы сделок с правами интеллектуальной собственности и снижение налога на прибыль для промышленности, приобретающей интеллектуальную собственность, что снимет барьеры во взаимодействии малого и крупного бизнеса.

В очередной раз была обозначена потребность во введении принудительной лицензии в сфере авторского права – как исключительной меры, предотвращающей скатывание страны к пиратству. Единая подсудность споров об интеллектуальных правах и их перемещение в арбитражную систему, декриминализация несущественных нарушений также должны оздоровить рынок. А обеспечить его рост и снизить издержки компаний должен бесшовный обмен информацией между органами власти и участниками рынка за счет использования общественно-государственной блокчейн-инфраструктуры РЦИС.РФ, оператором которой выступает Российский центр оборота прав на результаты творческой деятельности (РЦИС). Все это устранит барьеры и станет катализатором взаимодействия креативных и технологических стартапов с ведущими корпорациями, на котором во многом и строится экономика знаний.

РСПП системно и с самого начала погружения темы креативных индустрий в повестку развития страны участвует в ее формировании. Председатель ООГО «Российский центр оборота прав на результаты творческой деятельности» и комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Андрей Кричевский, выступивший ведущим дискуссии, напомнил, что первая версия концепции развития креативных индустрий, разработанная комитетом и представленная Минкультуры России, стала базисом, основой, на которой был сформирован итоговый документ, утвержденный Правительством в 2021 году и обновленный совсем недавно по поручениям Президента России. Особо острой темой для сообщества креативных отраслей сегодня является тема специального закона, принятого в первом чтении осенью: «Подобные нормативные акты называют рамочными. Однако этот законопроект имеет нормы прямого действия. Законопроект устанавливает критерии для определения субъектов креативных индустрий, порядок формирования соответствующих реестров».

Диалог бизнеса и государства начался с выступления статс-секретаря – заместителя министра культуры РФ Надежды Преподобной. Замглавы ведомства подробно рассказала о реализации федерального проекта «Придумано в России». Проект направлен на развитие креативных индустрий, его министерство успешно реализует по всей стране с 2022 года. В рамках проекта создаются инклюзивные творческие лаборатории и центры прототипирования, открываются школы креативных индустрий и точки концентрации талантов «Гений места».

«На сегодняшний день в 20 регионах нашей страны на базе высших учебных заведений культуры создано 26 центров прототипирования, где предоставляется возможность на оборудовании центров всем заинтересованным реализовывать свои творческие проекты или производить малые серии товаров», – рассказала Надежда Преподобная.

«Хочу отметить высокую активность со стороны регионов – уже видны конкретные экономические планы и новые направления работы. Например, много идей в сфере кино и декоративно-прикладного искусства. Я уверена, что наши креативные индустрии имеют прекрасные перспективы и для их развития у нас есть все необходимые ресурсы», – резюмировала она.

Взгляд на творчество с точки зрения выгод экономики – главная особенность законопроекта, утверждает первый зампред Комитета Госдумы по экономической политике Денис Кравченко: «Пусть значительная часть индустрий находится под опекой Минкульта, тема очевидным образом межведомственная. Именно поэтому нам как авторам очень важно сохранять равноудаленность от всех игроков, заинтересованных в тех или иных поправках». По его словам, 15 февраля документ в очередной раз обсудят на заседании думского комитета, а в конце месяца может состояться второе чтение.

Спор о том, кто в государстве будет отвечать за креативные индустрии – культурное или экономическое ведомство, – не нашел поддержки у участников дискуссии. Андрей Кричевский заметил, что перетягивание одеяла между культурой и экономикой в вопросе креативных индустрий напоминает споры шестидесятых о физиках и лириках: одни считали, что все есть культура, другие – что все есть материя. Единственный выход – в развитии эффективных механизмов частно-государственного партнерства и межведомственного взаимодействия. Его поддержала Татьяна Абанкина, научный руководитель Института развития креативных индустрий НИУ ВШЭ, директор Центра креативной экономики факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ, представившая академический взгляд на проблему. Для исследователей креативные индустрии – сегмент гуманитарной экономики, который не сводится исключительно к генерации прибыли: его главный продукт – смыслы и ценности.

То, что креативные индустрии нуждаются не только в работоспособных нормах закона, но и в доступных сервисах, стало основной темой выступления руководителя Роспатента Юрия Зубова. Во многом благодаря продуманной цифровой экосистеме, ставшей более удобной, рост заявок на товарные знаки в стране стал беспрецедентным: + 37%. Не пострадали и возможности экспорта креативных продуктов: Россия остается полноправной участницей всех международных конвенций в сфере интеллектуальной собственности, что дает возможность совершать сделки, получать доходы и защищаться от незаконного копирования и пиратства в любой юрисдикции.

Тему сервисного подхода развила генеральный директор подведомственного московскому правительству Агентства креативных индустрий (АКИ) Гюльнара Агамова: «С прошлого года столица реализует крупный инфраструктурный проект "Москва – город кино", в рамках которого мы создали киноплатформу. На текущий момент на киноплатформе уже 330 площадок и объектов, которые можно забронировать по одному клику. База постоянно пополняется. С момента запуска платформы было подано почти 400 заявок от продакшн-компаний на киносъемки в Москве».

И если с сервисами по управлению интеллектуальной собственностью и доступом к инфраструктуре все обстоит хорошо, особенно в Москве, то финансовые сервисы для креативного бизнеса практически отсутствуют. Направления их развития обозначила старший вице-президент, директор по внешним связям ПАО «Промсвязьбанк» Вера Подгузова: кроме кредитования под залог интеллектуальной собственности необходимо достраивать краудинвестиционные платформы и работу с субъектами креативных индустрий в форматах цифровых активов.

На этом диалог креативного бизнеса с государством завершился и превратился в монолог. Представители госорганов покинули форум в связи с высокой загрузкой бюрократическими процессами, а креативное сообщество продолжило обсуждение.

Яркие примеры изменений на внутреннем рынке, планы по развитию современных кинотеатров и потребности в создании технически более совершенного контента раскрыл глава Ассоциации владельцев кинотеатров Алексей Воронков: как и в каком объеме государство должно поддерживать киноиндустрию, чтобы в ближайшие годы российский зритель получил доступ к 3D, многоканальному звуку, смог увидеть шедевры мирового киноискусства (в развитие тезиса главы РСПП о принудительной лицензии), сохранив высочайшую долю зрительского интереса в прокате к российскому кино.

Сложности экспансии на внешние рынки и четкие алгоритмы действий государства в ситуациях, когда сам бизнес не справится, обозначили старший вице-президент АО «Российский экспортный центр», генеральный директор АО «ЭКСАР» Никита Гусаков, генеральный директор АО «Киностудия «Союзмультфильм» Борис Машковцев, директор департамента международных продаж кинокомпании «Централ Партнершип» Лейла Атакишева и генеральный директор АО «Корпорация развития Республики Саха (Якутия)» Афанасий Саввин.

Подвел итог обсуждения генеральный директор Федерации креативных индустрий Игорь Намаконов: «Если сравнить развитие креативных индустрий с сериалом, то сейчас закончился первый сезон. С принятием закона начнется второй. Возможно, он будет интересным и востребованным сообществом. Но это не факт. Весь вопрос, будут ли достаточно креативны и вдумчивы сценаристы-нормотворцы и главные исполнители этих норм – государственные ведомства».