РЦИС принял участие в форуме креативных индустрий «Создано на Дальнем Востоке» в Якутске
Реализуя свои интеллектуальные права через удобные цифровые сервисы, представители традиционных искусств Дальнего Востока могут придать своему делу индустриальный размах. С таким тезисом директор Российского центра оборота прав на результаты творческой деятельности (РЦИС) по развитию и взаимодействию с регионами Алексей Соколов выступил на деловой сессии «НХП и ремесла: как традиционные искусства превратить в успешный бренд».
Уникальные ювелирные украшения, утварь, одежда с народными мотивами, ножи — Дальний Восток и особенно Якутия стабильно привлекают внимание своими традиционными ремеслами. Свой фирменный стиль есть едва ли не у каждого улуса. При этом именно в Якутии традиционные промыслы все более отчетливо осознают себя как участников креативной экономики, создающих и использующих интеллектуальную собственность. Так, именно в Якутске открылось одно из первых представительств РЦИС, регион заключил с организацией соглашение о сотрудничестве и запустил на базе предоставленной инфраструктуры собственный депозитарий интеллектуальных прав.
Для гармоничного развития народных художественных промыслов (НХП) необходимо фиксировать интеллектуальные права, своевременно депонируя эскизы, чертежи, выкройки, регистрировать товарные знаки и географические указания. К слову, знаменитый якутский нож не так давно был защищен географическим указанием, что дало якутским кузнецам конкурентное преимущество, повысило ценность их продукта. Кроме того, полезно регулярно повышать свою осведомленность в области последних трендов интеллектуального права. РЦИС успешно решает обе задачи, предоставляя инфраструктуру и сервисы для оборота нематериальных активов и проводя регулярные просветительские семинары для регионального бизнеса.
Инструментами на базе РЦИС.РФ уже охотно пользуются ведущие якутские бренды, такие как ювелирная компания «УРУУ» или проект «Кындыкан», посвященный своего рода маскоту Якутии — отважной девочке, выжившей во время эпидемии черной оспы в XVIII веке. Кындыкан посвящены мультфильмы, игры, этнографические фестивали и другой креативный контент.
Алексей Соколов пояснил, что блокчейн-инфраструктура РЦИС.РФ подходит для фиксации прав на любой результат интеллектуальной деятельности, а также записи сведений о сделках с ним, его обременениях и участии в спорах. Таким образом в сети фиксируются сведения обо всем жизненном цикле объекта. «Для бизнеса это прежде всего способ показать тому, кто хочет украсть кусочек его дохода от интеллектуальной собственности, что этого делать не стоит. Как раз эту задачу решают цифровые сервисы управления интеллектуальными правами на базе нашей инфраструктуры. Вы можете депонировать объект на n’RIS, тут же лицензировать его использование на IPEX, защитить от нелегального копирования через сервис “Антипиратство”, сформировать портфель для передачи по франчайзингу на SCALE IT», — отметил он.
Алексей Соколов особо подчеркнул, что РЦИС представляет собой общественно-государственную организацию, в Координационный совет которой помимо представителей бизнеса, науки и институтов развития входят министры цифрового развития, культуры, науки и высшего образования. Это отражает специфику интеллектуальной собственности, в равной мере нужной бизнесу, государству и обществу. «Мы уже работаем с Якутией и Амурской областью и с радостью наладим сотрудничество с другими дальневосточными регионами, поможем подойти с умом к своим активам: выявить, оформить, защитить и коммерциализировать интеллектуальную собственность, которая, собственно, и представляет собой продукт креативных индустрий», — отметил директор РЦИС по развитию и взаимодействию с регионами.
Трансформация кустарного производства в настоящую индустрию — одна из задач программ развития НХП в Забайкальском крае, отметила региональный министр экономического развития Жаргалма Бадмажапова. По ее словам, 6000 человек, занятых промыслами на территории региона, могут воспользоваться социальными контрактами, региональными грантами, удобными кластерами, а в скором времени планируется запустить особые региональные витрины на маркетплейсах. Особая гордость — Академия креативных индустрий, позволяющая интегрировать повестку творческой экономики в высшее образование.
Среди представителей НХП в дискуссии приняли участие основатель бренда национальной посуды «Камелек» Ольга Григорьева, руководитель мастерской Международной ассоциации бурятских оружейников Жигжит Баясхаланов, директор керамической мастерской DOMBO Мотрена Антонова, директор Центра «Симэх» Яна Игнатьева. О популяризации и продвижении промыслов рассказали руководитель Управления социальных коммуникаций и взаимодействия с регионами АНО «Дирекция Выставки Достижений “Россия”» Ирина Теслева и автор проекта «Новый русский // Культурный код» Александра Федорова.
Все они высказались за то, чтобы менять восприятие НХП. Люди должны понять, что речь идет не о дешевых сувенирах, а о настоящем искусстве и даже о своего рода патриотическом «люксе», особенно учитывая, что с народными мотивами работают в том числе знаменитые дизайнеры вроде Алены Ахмадуллиной. Небольшая дискуссия возникла вокруг вопроса использования цифровых инструментов, тех же маркетплейсов. Одни участники встречи считают такие платформы отличным вариантом продвижения, другие опасаются того, что на маркетплейсах продукция НХП затеряется среди тысяч дешевых подделок, а «цифра» убьет местный колорит. Ведь сердцевина промыслов — это органическое единство территории и уникальной школы.
Последнюю проблему, среди прочего, решают инструменты на базе РЦИС.РФ, позволяющие зафиксировать права на уникальный креативный продукт и не дать ему раствориться в океане контрафакта. РЦИС давно выступает за то, чтобы маркетплейсы предоставляли селлерам возможность подтвердить интеллектуальные права на продукт ссылкой на запись в РЦИС.РФ. Сейчас в этом вопросе мяч на стороне законодателя.