#Инициативы

Южная Корея вложит 30 миллионов долларов в метавселенные

20/03/2023

В Южной Корее создается фонд развития метавселенных. Об этом сообщили сразу два министерства Республики – науки и информации и коммуникаций. Правительство инвестирует в фонд около 18,1 млн долларов, в целом же планируется привлечь 30,2 млн долларов.

Задача – поддержать новые проекты, создающиеся на базе виртуальной реальности. В последние годы корейский бизнес активно интересуется тематикой метавселенных, однако привлекать достаточный объем частных средств и конкурировать с глобальными технологическими игроками пока не особенно удается.

Метавселенные развивают и региональные власти Южной Кореи. Мэрия Сеула не так давно презентовала проект, позволяющий жителям получать государственные услуги, взаимодействовать с городскими службами, общаться между собой и участвовать в виртуальных экскурсиях по городу.

Метавселенные как мощные цифровые экосистемы, объединяющие игры, социальные сети, медиа, магазины, платежные системы, виртуальную и дополненную реальность, пока находятся на первых этапах развития, но уже порождают множество глобальных вопросов правового характера. Юристы спорят о том, как в подобном пространстве будут реализовываться право собственности, защита персональных данных, интеллектуальные права.

Многие проблемы будущих метавселенных уже сегодня наблюдаются в области видеоигр. Руководитель направления «Виртуальная и дополненная реальность, технологии геймификации» IT-кластера Фонда «Сколково» Алексей Каленчук отмечает, что в большинстве случаев пользователю регулярно напоминают, что он связан с разработчиком специальным соглашением и в действительности ничего не продает, не покупает, не создает объекты авторского права, а всего лишь «использует развлекательный сервис».

В то же время использование внутри игры объектов авторского права или товарных знаков из физического мира возможно только на основании лицензионных договоров с правообладателем или иных документов о передаче прав, будь то виртуальные кроссовки Gucci или имя Диего Марадоны в футбольных симуляторах FIFA.

В рамках тех пространств, которые претендуют на звание метавселенных, право интеллектуальной собственности уже существует, отмечает вице-президент Федеральной палаты адвокатов, советник адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Елена Авакян: «Во-первых, сами метавселенные – это программы для ЭВМ, то есть объекты интеллектуальных прав. Говоря об интеллектуальной собственности в метавселенных, мы имеем в виду право на игры, право на цифровое искусство, методы фиксации этих прав. Уже сегодня понятно, что для фиксации прав на электронное искусство будут использоваться NFT-подобные методы, токенизация, придание цифровому коду уникальных индивидуальных признаков с невозможностью их мультиплицирования, зато с возможностью прослеживать и анализировать такие объекты».

В то же время, по мнению Елены Авакян, в виртуальном пространстве не всегда понятно, где, с кем, в какой юрисдикции судиться, какие действуют регуляторы, и если таковые появятся, будут ли они сводиться к правилам конкретной платформы, своего рода корпоратократии?

Елена Авакян скептически оценивает подход, согласно которому все созданное в метавселенной принадлежит ее разработчикам: «Если мы считаем, что все сделанное с использованием кода принадлежит разработчику и регулируется пользовательским соглашением, тогда книга, написанная в Word, принадлежит компании Microsoft. Если я создал цифровую одежду или интерьер, я имею на них авторские права, пока не доказано обратное, например – что я сделал их по заказу разработчика игры за вознаграждение».

Из-за нерешенности юрисдикционных вопросов общие принципы права пока остаются not enforceable в виртуальном пространстве. И основным способом реализации прав на интеллектуальную собственность становятся NFT-инструменты.

Источник фото: Unsplash.com