#Законодательство

В Совете Федерации обсудили сложные вопросы защиты прав архитекторов, дизайнеров и модельеров

10/12/2025
Фото: council.gov.ru

Наиболее острой проблемой для авторов, представляющих все, казалось бы, нецифровые индустрии, стал искусственный интеллект. На заседании Совета по вопросам интеллектуальной собственности при Председателе Совета Федерации обсудили не только новые технологические возможности, но и ущерб, который причинен правообладателям — оценку такого ущерба в денежном выражении представили НИУ ВШЭ.

Центральной темой обсуждения, посвященного интеллектуальной собственности в дизайне, моде и архитектуре, неожиданно стали не только материальные вопросы права, но и личные неимущественные права автора. Архитекторы и дизайнеры регулярно сталкиваются с тем, что их творческий замысел искажается в угоду интересам заказчика и девелопера, а авторский контроль, гарантированный ГК РФ, на практике почти неосуществим. Ремесленники, создающие игрушки или украшения, обнаруживают, что маркетплейсы заполнены дешевыми подделками. Все это не только лишает авторов дохода, но и бьет по их репутации. Ситуация становится еще более драматичной в связи с активным внедрением ИИ, буквально стирающим имена авторов, чьи произведения используются для обучения нейросетей.

Как отметила председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, заместитель председателя Совета по вопросам интеллектуальной собственности Лилия Гумерова, ИИ несет как возможности, так и риски: «Сегодня с помощью ИИ можно в считаные минуты создать выкройку платья или дизайн-проект интерьера. Это приводит к тому, что дизайнеры, архитекторы, модельеры лишаются работы и доходов. Есть исследование, где оценивается конкретный ущерб авторов от подобного цифрового замещения, от бездоговорного использования их произведений генеративными нейросетями. Нам необходимо выработать подход к решению этой проблемы».

Подробнее об этом исследовании рассказал первый проректор НИУ ВШЭ и директор ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Леонид Гохберг, под руководством которого оно было выполнено: «Последствия внедрения ИИ в креативный сектор кажутся необратимыми. Это касается не только архитектуры, дизайна и моды, но и всех остальных творческих отраслей. В считаные дни приложения завоевывают многомиллионные аудитории. Сгенерированные продукты побеждают на конкурсах, продаются на аукционах и в конечном счете вытесняют с рынка результаты творческого труда реальных авторов».

Наибольшему риску подвергаются индустрии, где как производство, так и оборот продукта полностью осуществляется в «цифре». 30% продукции переводчиков и лингвистов через пять лет составит ИИ-контент, у писателей, поэтов, литераторов и композиторов его доля составит 28%, у разработчиков ПО — 26%. Чуть менее уязвимы авторы, чье физическое присутствие все же необходимо: актеры, танцоры, концертирующие музыканты.

Директор ИСИЭЗ пояснил, что ущерб авторам складывается из двух составляющих: сокращения авторского заказа, когда бизнесу удобнее купить подписку на ИИ-систему, чем оплатить услуги профессионала, а также из снижения доходов от дистрибуции, когда вместо «живых» произведений используются сгенерированные. «Совокупные потери авторов за пять лет составят примерно 1 трлн рублей. Доход перетечет от авторов к платформам, IT-сектору и непрофессионалам. При этом снизится и интерес молодежи к обучению креативным профессиям», — отметил Леонид Гохберг.

Архитекторам, дизайнерам, художникам и модельерам и раньше было непросто отстоять свои права в диалоге с «сильной стороной сделки»: заказчиком, застройщиком, цифровой платформой. С приходом ИИ это стало еще труднее. На это обратил внимание действительный член Российской академии художеств Александр Пономарев: «Законы никогда не работали, но если раньше это было похоже на воровство “по понятиям”, то сейчас, в эпоху ИИ, перед нами чистый грабеж. Автор же не то что не может сопротивляться, он этот грабеж до поры до времени не замечает. А в результате случившегося ограбления искусство подменяется дешевой компиляцией».

Сегодня все больше экспертов склоняются к тому, что решением проблемы ИИ в креативных индустриях должна стать та или иная форма справедливого вознаграждения авторам, чей контент используется при обучении нейросетей. «ИИ может быть хорошим помощником, но почему он используется в ущерб интересам творца, бесконечно перерабатывая человеческое творчество в нечеловеческое?» — таким вопросом предложил задаться президент Федерации интеллектуальной собственности, член Совета по вопросам интеллектуальной собственности при Председателе СФ Сергей Матвеев.

Рост генеративного контента на фоне неурегулированности использования контента ИИ-системами отметил в качестве проблемы и заместитель руководителя Секретариата заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Чернышенко Антоний Швиндт: «При создании и функционировании ИИ важно безбарьерное использование произведений при условии соблюдения прав авторов и правообладателей, включая защиту личных неимущественных прав. Пока не определим объект, на котором учится ИИ, проблему мы не решим».

Лилия Гумерова назвала цифры потерь от внедрения ИИ впечатляющими и высказалась за то, чтобы в ближайшее время приступить к выработке подхода, который позволит сбалансировать интересы авторов и ИИ-индустрии. «Мы должны учесть эти данные об ущербе творцам в стратегических документах, при корректировке в том числе законодательных решений», — отметила она.

В заседании также приняли участие первый заместитель министра экономического развития РФ Максим Колесников, глава Роспатента Юрий Зубов, генеральный директор сервиса депонирования n’RIS Наталья Беленькая, президент Российской академии художеств Василий Церетели, российский дизайнер, основатель и глава собственного бренда Алена Ахмадуллина, дизайнер Денис Симачев, дизайнер Виктория Андреянова, президент Союза Дизайнеров России Виталий Ставицкий, основатель студии дизайна АРИНЕ АТЕЛЬЕ Евгений Аринин, руководитель и основатель Архитектурного бюро ПАСП Андрей Тютерев, академик отделения Международной академии архитектуры в Москве Дмитрий Наринский.