#Инициативы

В ожидании забайкальских унтов

28/11/2025
Фото: пресс-службы РЦИС

РЦИС принял участие в Русском форуме в Чите

Продвижение и коммерциализация традиционных искусств и ремесел начинается с выявления, коммерциализации и защиты интеллектуальной собственности. С таким тезисом руководитель правового экспертно-аналитического управления Российского центра оборота прав на результаты творческой деятельности (РЦИС) Никита Согрин выступил на пленарном заседании Русского форума в Чите «НХП и ремесла: как традиционные искусства превратить в успешный бренд».

Как отметила министр экономического развития Забайкальского края Жаргалма Бадмажапова, регион стремится продвигать и коммерциализировать локальные ремесла и искусства, чтобы территория стала более узнаваемой как в России, так и за рубежом. Забайкальские мастера изготавливают мебель, телеги и шоры для лошадей, шьют национальные костюмы и создают обувь. В общей сложности в Забайкалье представлено 823 ремесла. Продукция презентуется на многочисленных фестивалях и ярмарках. Это и фестиваль на озере Арахлей, и «Люди солнца», и «Хархог». «Особенно для нас важны образовательные программы, помогающие мастерам понять, как коммерциализировать и масштабировать бизнес. Также в планах — цифровой каталог традиционных ремесел. Ну и конечно, мы много внимания уделяем креативным пространствам, где творческие команды могут работать вместе, вступая в плодотворные коллаборации», — отметила она.

Ремесла, как правило, ассоциируются с конкретными территориями, будь то Жостово, Оренбург или Тула. Собственно, большинство известных промыслов зарегистрировано в качестве географических указаний или наименований мест происхождения товара (НМПТ). «Нельзя просто взять и начать печь тульские пряники. Для этого надо работать в Тульской области, соблюдать требования к рецептуре и иметь соответствующую лицензию, — отметил руководитель правового экспертно-аналитического управления РЦИС Никита Согрин. — Как видите, интеллектуальная собственность “зашита” в продуктах народных художественных промыслов так же, как и в других креативных продуктах».

Он напомнил, что именно результаты интеллектуальной деятельности, согласно российскому законодательству, производят креативные индустрии. При этом не столь важно, идет речь о товарных знаках и промышленных образцах, которые подлежат обязательной государственной регистрации, или об объектах авторского права, которое действует по умолчанию с момента создания произведения: все это нематериальные активы, которое можно монетизировать и защищать.

Для того чтобы максимально расширить возможности вовлечения исключительных прав в коммерческий оборот, а также обезопасить себя на случай судебных споров, даже объекты авторского права имеет смысл депонировать, записывая данные об объекте и его правообладателе в распределенном реестре РЦИС.РФ. «Подумайте, что бы вы сами у себя украли? Логотип, особенности производственного процесса — все это интеллектуальная собственность», — пояснил Никита Согрин.

По его словам, заработать можно не только на лицензиях, но даже на судебных компенсациях за нарушения, особенно учитывая, что со следующего года их максимальный размер увеличен с 5 до 10 млн рублей. «Предположим, вы видите на маркетплейсе продукцию, которая копирует вашу. Самое время подать исковое заявление или хотя бы заблокировать ресурс нарушителя. Однако “Я это первый придумал”, к сожалению, не аргумент. Поэтому так важно приложить к претензии или иску ссылку на защищенную ячейку nRIS, где депонированы ваши материалы: эскизы, чертежи или целые фотогалереи. Депонирование доказывает, что вы имели в своем распоряжении материал раньше, чем кто-либо еще», — отметил Никита Согрин.

Если же ремесленнику хочется не только обезопасить себя от пиратства и плагиата, но и зачистить рынок от любых решений, напоминающих его собственное, он может подать заявку на регистрацию промышленного образца, товарного знака и даже изобретения в патентное ведомство. Сделать это можно тоже через один из сервисов на базе РЦИС.РФ — «Онлайн Патент». Представитель РЦИС заметил, что было бы здорово, если бы наряду с оренбургскими платками или хохломской росписью среди зарегистрированных ГУ и НМПТ появились, например, забайкальские унты.

Важную роль в развитии ремесел играет грамотная политика муниципальных образований, отметил директор АНО «Кластер творческих индустрий» в Ульяновске Кирилл Валов. По его словам, когда его команда начала «картировать» традиционные промыслы Ульяновской области, некоторые районы выдавали по 10-15 ремесленников, другие же — больше сотни. При этом в процентном отношении к численности города или села обычно речь идет о примерно одинаковом количестве мастеров, просто местные администрации не всегда в курсе об их существовании.

Коммерциализация живого наследия всегда строится на устранении поколенческих разрывов, передаче опыта на кончиках пальцев и адаптации традиций к современному визуальному мышлению, отметил сооснователь бренда «Антихрупкость» Илья Орлов-Бунин. Он рассказал, как креативный кластер, созданный на базе завода «Фарфор Сысерти», позволил не только реанимировать, но и существенно переосмыслить производство. «Молодые дизайнеры нащупывают региональную идентичность, соединяя современность с традициями, сшивая разрывы и объединяя поколения», — отметил он.

Опытом участия в региональных программах поддержки поделились мастер кожевенного дела, преподаватель Международной ассоциации бурятских оружейников Гэсэр Дашиев и социальный предприниматель, мастер гончарного дела Валентина Мировая. Они рассказали о том, как соцконтракт, конкурсы и помощь в продвижении позволяют ремесленникам выходить на промышленные мощности и формировать сильные региональные бренды.

Главный секрет ремесленного производства в том, чтобы ощущаемая ценность была выше номинальной, заметил основатель бюро «Пикторика» и «Мануфактуры Макса Пройса» Максим Попов: «Изначально мы занимались открытками, печатали старые фотографии, отражающие изменения, которые претерпел город за десятилетия. Со временем это стало серьезным бизнесом. Мы рассказываем истории через визуальные нарративы. Все начиналось с изображений практически разрушенного Кнайпхофа — исторического района Калининграда, которые мы разместили в парке, а также путеводителя для экскурсоводов».

Со временем путеводителей выходило все больше, они становились подробнее, рассказывали о разных районах Калининграда. Так небольшой продукт вырос в масштабную издательскую программу, включающую, например, альбом о калининградском баухаусе.

Второй продукт, выросший из проекта, связанного с Кнайпхофом, — это хаусмарки, барельефы, использующиеся для идентификации домов. Сегодня копии этих хаусмарок — одна из визитных карточек Калининграда.

В завершение дискуссии ее модератор, управляющий партнер Института развития городов «Полис», эксперт в области креативных индустрий, урбанистики и территориального развития Александр Красавцев подчеркнул, что самая сильная сторона Забайкальского края — это его человеческий потенциал. «Для того чтобы этот потенциал реализовался, нам нужны образовательные программы, цифровые инструменты, инфраструктура. Более 4000 ремесленников и мастеров — это реальная экономика, а не декоративная часть культуры. Но ее необходимо ввести в экономические реалии, просчитать, предоставить ей способы продвижения, помочь с выходом на новые рынки», — заключил он.