
На Российской креативной неделе в Сибири обсудили роль человеческого капитала в развитии креативной экономики регионов
Интеллектуальная собственность и римское право продолжают работать даже в мире цифровых активов и искусственного интеллекта, потому что только эти инструменты позволяют вовлечь творчество в экономику. С таким тезисом директор Департамента развития и взаимодействия с регионами Российского центра оборота прав на результаты творческой деятельности (РЦИС) Алексей Соколов выступил на пленарном заседании пятого окружного форума «Российская креативная неделя — Сибирь» в Красноярске.
Система высшего образования рассчитывает быть полезной бизнесу в подготовке кадров для креативной экономики, отметила заместитель министра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова: «Президент и Председатель Правительства РФ ставят перед креативными индустриями амбициозные задачи: фактически нам предстоит создать новую отрасль экономики, а точнее — новое междисциплинарное пространство, порождающее синергетические эффекты. Мы как система высшего образования готовы работать над этим бок о бок с бизнесом, решать новые задачи и браться за новые проекты».
Чтобы творчество стало капиталом, нужен не только хороший уровень образования, перспективный креативный проект, но и грамотный подход к интеллектуальной собственности, отметил Алексей Соколов. По его словам, юрист нужен творческой команде ничуть не меньше, чем маркетолог или рилсмейкер. Институт интеллектуальной собственности, сложившийся в эпоху Возрождения, и двухтысячелетнее римское право точно так же работают во времена блокчейна и искусственного интеллекта. Проблема же ИИ заключается в том, что он “обучается” на продуктах творческой деятельности, авторы которых не получают положенного вознаграждения. Как отметил эксперт РЦИС, решить эту задачу, адаптировав право к новым технологическим реалиям, — важнейшая задача креативной экономики. Он также подчеркнул, что права на любой креативный продукт, который планируется коммерциализировать, необходимо оформлять заранее, пока за ним не пришли пираты, плагиаторы и патентные тролли. Благо, с помощью сервисов на основе общественно-государственной блокчейн-инфраструктуры — Сети РЦИС.РФ это можно сделать буквально в пару кликов.
Если для того, чтобы депонировать результаты творческой деятельности или лицензировать их использование, сегодня хватает ноутбука и даже мобильного устройства, то для того, чтобы стать полноценным участником креативной экономики, этого пока недостаточно. На это обратил внимание исполнительный директор ZVONKO digital и Ассоциации музыкальной индустрии Дмитрий Коннов: «Человек с ноутбуком может вести креативную деятельность, но едва ли сможет стать субъектом творческой экономики. Записать качественный трек с помощью специальных программ может и школьник. Собственно, каждый день на стриминги загружается 80 000 новых треков, однако большинство из них никто не слушает. Поэтому самый важный человек в жизни артиста — это его менеджер».
Дмитрий Коннов подчеркнул, что стриминг, составляющий 40% доходов музыкальной индустрии, должен буквально бороться с «физикой», побуждая людей прослушивать треки, несмотря на усталость и информационную перегрузку. Эта ситуация разительно отличается от тех времен, когда доход музыканта не зависел от того, сколько раз в действительности будет прослушан купленный компакт-диск. Сегодня же единственный способ добиться внимания аудитории — активно и грамотно использовать социальные сети, продвигать свое творчество с помощью вертикальных видео, пытаться встроиться в алгоритмы платформ.
На важность презентационных навыков и правильного позиционирования для творческого предпринимателя указала и основатель Global Creative Hub Татьяна Ушкова: «К сожалению, у наших творческих специалистов почти нет компетенций, на которые обращают внимание инвесторы. Мы должны учить их говорить с потенциальными партнерами, инвесторами, платформами. Только тогда это творчество превратится в бизнес и можно будет говорить о показателях в 6% креативных индустрий в ВВП. Когда-то такими переводчиками на язык бизнеса были маркетологи и методологи, сегодня это продюсеры. Эпоха потребления заканчивается, начинается эпоха производства смыслов».
Студентам не хватает навыков менеджмента и продюсирования, согласился ректор Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского Владимир Лузан: «Мы стараемся обучать этому вне учебного плана, в том числе через реальную практику в учреждениях культуры и творческих коллективах, где учащиеся часто начинают работать уже с первого-второго курса. Для многих вуз и сам становится работодателем. Региону профильный институт важен не только как кузница кадров, но и как система поддержки, формирующая культурный ландшафт».
По словам главного тренера Национальной сборной России по профессии «Промышленный дизайн», доцента кафедры промышленного дизайна Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств им. А.Д. Крячкова Марики Таубе, труднее всего бизнесу работать с тремя типами творческих специалистов. Это «вдохновенный художник», который постоянно срывает дедлайны, «перфекционист», отказывающийся показывать продукт до тех пор, пока он не будет идеален. «Студентов необходимо учить продавать свои услуги, позиционировать себя на рынке, вести переговоры», — отметила она.
Промышленные дизайнеры в известном смысле имеют фору перед иными творческими специалистами, так как изначально ориентированы на практику, заметил заведующий кафедрой промышленного дизайна ФГБОУ ВО СПГХПА им. А.Л. Штиглица, руководитель отдела дизайна компании ООО «Петропласт» Арсений Киселёв: «Большинство коллег не только преподают, но и работают на производстве. Сочетание творческого и технического — повседневная задача, к которой наши студенты постоянно привыкают. Близость к производству дисциплинирует, у промдизайнера куда меньше искушение превратиться в отвлеченного визионера, мыслителя, художника, хотя и такие специалисты тоже нужны».
По его словам, российский дизайн сегодня можно называть «героическим», потому что авторам приходится отчаянно отстаивать любые новаторские идеи в диалоге с производственниками, которые до сих пор предпочитают опираться на западные образцы. Доходит до смешного, когда находка российского дизайнера привлекает внимание лишь после того, как нечто похожее появилось за рубежом. Производство не хочет рисковать и вкладываться в премиальный сегмент, поэтому российский дизайн пока что ориентирован скорее на массового потребителя и недорогие решения, которые легко внедрить. Что же до прорывных находок, их довольно охотно покупает китайский бизнес.
Пленарное заседание завершилось ответами на вопросы аудитории и импровизированным питчингом, в ходе которого спикеры рассказали, на какие характеристики творческого проекта они обращают внимание прежде всего. Были названы харизма, талант, презентационные навыки, бизнес-подход и грамотно оформленные и учтенные интеллектуальные права. Модерировал дискуссию директор Школы креативной экономики Санкт-Петербургского государственного университета Данил Толмачёв.