#Законодательство

«Правовая защита ювелиров — дело не менее тонкое, чем огранка бриллианта»

12/05/2025
Фото: пресс-служба РЦИС

Ювелирный бизнес в России динамично развивается, каждый год открываются новые магазины. Растут и продажи: по данным Росстата, объем ювелирного рынка России в 2024 году превысил 280 млрд рублей, что более чем на треть превышает аналогичный показатель 2023 года. При этом драйвером продаж выступает онлайн-торговля — около 30% всех продаж идут через интернет.

Усиление конкуренции повышает соблазн копировать наиболее успешную на рынке продукцию с нарушением авторского права. Ведущий юрист правового экспертно-аналитического направления Общероссийской общественно-государственной организации «Российский центр оборота прав на результаты творческой деятельности» (РЦИС) Иван Дзюба рассказал корреспонденту журнала "Экспо-Ювелир" о наиболее важных аспектах защиты интеллектуальной собственности в ювелирном деле.

— Иван, отличаются ли принципы авторского права в ювелирном деле от практики в других областях искусства?

— Нисколько. Авторское право здесь основывается на тех же принципах, что и защита любых других объектов творчества. Ключевая задача неизменна — охрана художественного замысла, воплощенного в материальной форме.

Дизайн ювелирного изделия защищается авторским правом, если он является результатом творческого труда, который выражен в осязаемой форме. Но в то же время, например, простое кольцо с гладкой поверхностью вряд ли получит защиту, а кольцо с асимметричным узором, вдохновленным воображением художника, или, например, этническими мотивами — вполне. Суды оценивают, насколько дизайн «отделился» от утилитарной функции: если украшение несет художественную ценность, его легче защитить.

При этом, в отличие от патентов на промышленные образцы, в ювелирной сфере авторское право возникает в момент создания эскиза или готового изделия и не требует официальной регистрации.

— Что именно может быть защищено в ювелирном искусстве?

— Защитить можно практически все. Начиная с эскизов и 3D-моделей: даже если изделие еще не изготовлено, сам рисунок или цифровой макет охраняются авторским правом. Далее — сами ювелирные изделия, в том числе уникальные комбинации форм, текстур, декоративных элементов, например авторская гравировка. Кроме того, охране подлежат и некоторые технические аспекты: например, особое устройство застежки, механизм трансформации украшения (как кольцо, превращающееся в подвеску) или способ обработки металла, придающий изделию уникальную фактуру, инновационные методы крепления камней, которые повышают их устойчивость, — все это может быть запатентовано как изобретение или полезная модель. И наконец, упаковка и фирменный стиль: если дизайн коробки выполнен в оригинальном стиле, он также может попадать под охрану авторским или патентным правом. А используемые ювелирным домом название и логотип для выделения себя на рынке, название коллекции или отдельного украшения и в некоторых случаях даже объемные формы этих украшений могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака. Все это про ювелирный бренд.

— От чего зависит эффективность авторского права при защите ювелирных изделий и брендов в случае копирования и подделок?

— Авторское право обеспечивает ювелирам защиту от прямого копирования их дизайна, но его эффективность во многом зависит от уникальности творческого воплощения и грамотной правовой стратегии. Авторское право охраняет конкретное художественное выражение идеи — например, точное воспроизведение формы, узора или декора украшения будет считаться нарушением. Однако оно не распространяется на абстрактные концепции, функциональные элементы или общие стили. То есть, если конкурент создает украшение в той же тематике, скажем, «морские мотивы», но с иным визуальным решением, это не нарушает ничьих прав.

И все же для лучшей защиты ювелирных брендов стоит комбинировать авторское право с другими инструментами. Первый шаг — документальная фиксация авторства. Эскизы, 3D-модели и фотографии готовых изделий с датами создания, заверенные нотариусом или задепонированные через специализированные сервисы, становятся основными и весомыми доказательствами в спорах. Второй важный аспект — патентование промышленных образцов для защиты уникальных решений внешнего вида изделия. И третий компонент — оформление товарного знака для безопасной и эффективной индивидуализации себя и своей продукции среди конкурентов.

— Зарегистрированный патент или товарный знак — в чем разница этих двух способов защиты, какие преимущества и недостатки у каждого из них?

— В ювелирном бизнесе патенты и товарные знаки выполняют разные, но взаимодополняющие функции по защите дизайна изделий. Промышленные образцы обеспечивают эксклюзивность уникального внешнего вида украшений, что особенно важно для авторских коллекций, где каждая деталь представляет собой оригинальное художественное решение.

Товарный знак служит основой узнаваемого имиджа бренда и защиты его репутации и, в отличие от охраны промышленного образца, может сохранять свою силу без ограничения по времени при соблюдении условий, касающихся продления действия товарного знака: по умолчанию товарный знак действует десять лет, но может быть продлен сколь угодно раз. При этом охрана товарного знака, за редкими исключениями, не распространяется на особенности внешнего вида изделия.

Выбор между этими инструментами — товарный знак или промышленный образец — зависит от конкретной стратегии компании и особенностей изделий. Наиболее эффективно их комбинированное применение.

— Если говорить о международных нормах авторского права на защиту ювелирных изделий, то как сильно различия между разными странами сказываются на производителях?

— Международные нормы авторского права устанавливают общие стандарты охраны произведений искусства и способствуют признанию прав на оригинальные художественные решения во многих странах. Например, Бернская конвенция позволяет производителям рассчитывать на признание их авторских прав на уникальный дизайн в 184 странах. Однако детали реализации этих норм могут варьироваться в зависимости от юрисдикции, поскольку где-то судебная практика более жесткая, где-то — менее.

Вывод продукции на международный рынок всегда требует учета нюансов национального законодательства. Для примера — в США, в отличие от многих других государств, авторское право подлежит обязательной регистрации в Бюро по авторским правам США.

— Можете назвать наиболее яркие юридические прецеденты, связанные с авторским правом в ювелирной отрасли?

— Сначала следует отметить, что число зарегистрированных судебных споров, связанных с защитой интеллектуальной собственности в России, увеличивается каждый год: например, в 2024 году рост составил 5%, при этом среди них большая часть – это именно споры, связанные с защитой авторских и смежных прав. Этот тренд обусловлен в первую очередь ростом числа самих объектов авторского права, включая объекты дизайна, в том числе и в ювелирной сфере.

​Одним из громких дел стал спор между московским брендом Leta и сетью магазинов Sunlight (дело № А40-63343/2023). Компания Leta обнаружила, что Sunlight реализует шесть видов украшений, которые были идентичны изделиям из коллекции Roma бренда Leta. После безуспешной досудебной претензии Leta подала иск в Арбитражный суд города Москвы, заявляя о нарушении авторских прав путем копирование уникального дизайна их украшений. Суд удовлетворил иск Leta, обязав Sunlight выплатить компенсацию в размере порядка 3,5 млн рублей. При этом суд ограничился сравнением товаров и не назначал экспертизу, поскольку сходство изделий было очевидным. Информация о количестве проданных товаров, доступная на сайте Sunlight, позволила рассчитать компенсацию в размере двукратной стоимости контрафактной продукции. ​

Могу привести и менее позитивный для авторов дизайна пример (дело № А31-11574/2021). ​Компания Sun Stone, основанная Кариной Богдан в Калининграде и специализирующаяся на создании современных ювелирных украшений из янтаря, в 2019 году предложила свою коллекцию «Геометрия» различным оптовым покупателям, включая сеть магазинов «585». Несмотря на то что «585» не разместила заказ на эти изделия, позже в ее магазинах появились украшения, поразительно похожие на изделия Sun Stone, произведенные другой организацией из Костромы.

Столкнувшись с очевидным фактом копирования, Sun Stone решила защитить свои авторские права и в 2021 году подала иск в суд. В качестве доказательств предоставила эскизы, задания для 3D-дизайнера и подтверждения выпуска изделий с более ранней датой, чем у ответчика. Однако судебный процесс, длившийся почти два года, завершился не в пользу Sun Stone. Суд не удовлетворил иск, приняв аргументы ответчика о параллельном творчестве, несмотря на очевидное сходство между изделиями. ​Суд указал, что аналогичные (сходные по форме) изделия можно разработать независимо друг от друга и что истцом не представлено достоверных доказательств о времени создания эскизов и факта их создания творческим трудом работника истца.

Подобные дела свидетельствует о том, что механизмы защиты интеллектуальной собственности в ювелирной отрасли России нуждаются в совершенствовании, и этот процесс идет.

— Какие современные технологии могут помочь ювелирным брендам отслеживать нарушение своих прав на интеллектуальную собственность?

— У нас в стране одним из передовых решений в условиях активного развития во всем мире цифровых платформ и онлайн-продаж стала блокчейн-инфраструктура управления интеллектуальными правами, представленная сетью РЦИС.РФ. Эта система предоставляет возможность добровольной регистрации прав на уникальные дизайнерские решения, обеспечивая ту самую достоверность, прозрачность и надежность данных об авторстве, сохраняя информацию в цифровом реестре. Кроме того, в сети можно заключать сделки в цифровом формате, связанные с передачей (отчуждением) прав или предоставлением права использования (лицензионные соглашения). И нет необходимости физического присутствия сторон. Это существенно ускоряет процесс сделок, снижает издержки и обеспечивает дополнительную прозрачность операций, что стало важным преимуществом для производителей в условиях глобального цифрового рынка.

Специализированные технологии, такие как «Антипират» для поиска нарушений интеллектуальных прав, используют технологии искусственного интеллекта, анализируя изображения и текстовую информацию на различных информационных ресурсах. Это позволяет оперативно выявлять даже мелкие сходства, которые могут свидетельствовать о нарушении авторских прав. Иными словами, блокчейн-инфраструктура РЦИС.РФ создает многоуровневую систему защиты, продвижения и монетизации интеллектуальной собственности, учитывающую в том числе интересы ювелирного бизнеса и специфику ювелирного дела. Мы понимаем, что правовая защита ювелиров — дело не менее тонкое, чем огранка бриллианта.