#Законодательство

Пчелы против меда? Почему Минэкономразвития поддержало инициативу ФАС, разрешающую службе вмешиваться в рынок интеллектуальной собственности

25/09/2025
Фото: пресс-службы РЦИС

РСПП жестко выступил против расширения мандата ФАС на сферу интеллектуальной собственности, а Минэкономразвития поддержало, игнорируя позицию российского бизнеса

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) выступил против поправок в закон «О защите конкуренции», разработанных Федеральной антимонопольной службой РФ (ФАС). Ведомство хочет расширить свои полномочия, чтобы вмешиваться в определяемую правообладателями самостоятельную ценовую и рыночную политику, объясняя это якобы борьбой со злоупотреблением правом. Бизнес-сообщество неоднократно на протяжении почти полутора десятка лет блокировало инициативы ФАС. И на этот раз российский технологический и креативный бизнес уверен, что борьба со злоупотреблениями легко решается в рамках существующего гражданского законодательства, а коррупционные поправки лишь демотивируют инвесторов и тормозят развитие инновационной и креативной экономики в России.

В документе, размещенном для обсуждения на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, предлагается внести изменения в статьи 10 и 11 закона «О защите конкуренции». Согласно этим статьям, положения, препятствующие злоупотреблению доминирующим положением на рынке, нельзя применять к использованию интеллектуальных прав, а положения против картельного сговора не применимы к распоряжению интеллектуальными правами. Чиновники в очередной раз хотят внести в четвертую часть статьи 10 и девятую часть статьи 11 оговорки о том, что антимонопольные нормы все же должны работать, если сделки или иные действия «направлены на недопущение, ограничение или устранение конкуренции на товарном рынке и не признаны допустимыми в соответствии с настоящим Федеральным законом».

Необходимость внесения изменений обосновывается несколькими кейсами из сферы IT. Якобы после ухода западных поставщиков некоторые игроки рынка — чиновники приводят пример Россельхозбанк — столкнулись с резким ростом цен на ПО. Банк попробовал оспорить повышение цен в ФАС, но у той, по мнению замруководителя службы Пузыревского, «руки оказались связаны» установленными законодателем иммунитетами. Несмотря на то что приведено лишь несколько примеров из цифровой сферы, новеллы, на которых настаивает ведомство, выходят далеко за рамки IT-сектора и позволяют ведомству вмешиваться в любые сегменты сферы интеллектуальной собственности: от инновационных разработок в фармацевтике до дизайна и высокой кухни.

ФАС давно пытается избавиться от «антимонопольных иммунитетов» в области интеллектуальной собственности. Соответствующие попытки предпринимались в 2013, 2016, 2017 и 2024 годах. Одобрения профессиональных юристов, делового сообщества и даже Администрации Президента Российской Федерации предыдущие попытки не получали. Об избыточности подобных законов и достаточности действующих для того, чтобы пресекать реальные злоупотребления, в своем постановлении прямо высказался даже Конституционный Суд Российской Федерации. Однако ведомство за деньги налогоплательщиков продолжает бороться за свои новые полномочия. Очередная попытка выглядит более тревожной, так как инициативами Службы заинтересовались в Минэкономразвития РФ и Роспатенте и, что удивительно, сдержанно, но высказали согласие, включив законопроект в План (дорожную карту) реализации Национальной модели целевых условий ведения бизнеса.

Президент Федерации интеллектуальной собственности (ФИС) Сергей Матвеев назвал ситуацию близкой к абсурдной, когда в дорожную карту, разрабатываемую для улучшения условий бизнеса, включается нечто, что расширяет полномочия органов власти и дестабилизирует условия ведения бизнеса: «Плоды подобных инициатив мы увидим скоро. Ведь, по сути, речь идет о новом полномочии ФАС: если цена лицензии покажется ей несправедливой, она сможет вмешаться и начать “строить” бизнес в соответствии со своими представлениями о том, что прекрасно, а что нет, что инновационно, а что нет, и сколько что должно стоить. Сегодня рынок творческих и технологических продуктов стабилен: все случаи вмешательства государства в него четко определены ГК РФ. Любое новое исключение или ограничение прав может быть введено только законом, с согласия реальных регуляторов авторского права — Минкультуры России, и патентного — Минобрнауки России. И вдруг на фоне четко очерченных законом случаев появляется непредсказуемый чиновник ФАС. О какой стабильности права и доходов от него может в этом случае идти речь?» По мнению главы ФИС наличие «усмотрения» чиновника делает нематериальные активы сомнительным объектом для инвестиций в глазах инвестора.

Президент ФИС напомнил, что Стратегия научно-технологического развития РФ устанавливает целевой показатель 2% ВВП на НИОКТР, при этом половина этих денег должна быть частной. Он убежден, что, если ФАС добьется «новых и, нужно сказать весьма коррупционноемких полномочий, а именно их она, судя по всему, и добивается», о частных вложениях в исследования и разработки можно забыть. Установленные сегодня ГК РФ гарантии могут быть легко подкорректированы чиновником: «Это очень напоминает ситуацию, когда в квартиру профессора Филлипа Филипповича Преображенского, делающего нечто уникальное, ворвутся товарищ Швондер и другие товарищи, которые подумали и решили, что профессора нужно уплотнять, а уникальные операции можно делать на кухне».

Сергей Матвеев подчеркнул, что на сегодня в гражданском законодательстве есть все необходимые инструменты борьбы с нарушениями со стороны правообладателей: институт злоупотребления правом (ст. 10 ГК РФ), принудительное лицензирование (ст. 1239 ГК РФ), эстоппель (п. 5 ст. 166ГКРФ), исчерпание права (ст. 1487 ГК РФ), срочный характер охраны исключительных прав (ст. 1281 ГК РФ), возможность досрочного прекращения прав на некоторые виды интеллектуальной собственности и многое другое.

Изъятия из исключительного права на уровне поправок в ГК РФ вполне возможны, и они обсуждаются с Министерством культуры РФ, отвечающим за сферу авторского права, а также с Министерством науки и высшего образования РФ, курирующим сферу научно-технического творчества. Наконец, для борьбы с монополизацией конкретных рынков вполне могут быть приняты новеллы, касающиеся именно этих рынков, как уже произошло с пятым антимонопольным пакетом, возникшим как реакция на взрывной рост маркетплейсов.

Правоприменительная практика показывает, что действующее регулирование не мешает ФАС пресекать нарушения антимонопольного законодательства в сфере интеллектуального права тогда, когда это касается злоупотребления правами, их использования «не по назначению». Только с 2009 по 2020 год ФАС возбудила 11 дел по статьям 10 и 11 закона «О защите конкуренции», касающихся распоряжения интеллектуальными правами. В 7 случаях из 11 решение было не в пользу ответчиков.

Сергей Матвеев выразил особое недоумение тем, что законопроект поддержало Министерство экономического развития, недавно получившее полномочия вести политику в области креативных индустрий: «Непонятно, как можно одной рукой курировать творческую экономику, поддерживать бизнес, основанный на создании и использовании интеллектуальной собственности, а другой согласовывать инициативы, которые эту креативную экономику разрушают. То ли не понимают, то ли полагают, что отвечать за результат перед Президентом и страной им не придется».

РСПП подготовил негативное заключение к законопроекту и настаивает на том, чтобы исключить его из дорожной карты реализации Национальной модели целевых условий ведения бизнеса. Авторы прямо указывают на то, что само монопольное право владеть интеллектуальной собственностью — единственный стимул для крупных вложений в исследования и разработки: «Необходимо сослаться на европейский и американский опыт создания в самые короткие сроки вакцины против COVID-19 в 2020 году, поскольку разработчики рассчитывали на получение высоких прибылей», — приводят пример авторы заключения.

В РСПП уверены, что предложения ФАС прямо противоречат общему вектору государственной политики по развитию креативной экономики, укрепления технологического суверенитета, формирования устойчивого оборота интеллектуальных прав. В то время как законодатель пытается усилить позиции правообладателя, расширяя возможности патентной охраны или определяя креативные индустрии через их отношение к результатам интеллектуальной деятельности, ФАС и Минэк зачем-то расшатывают и без того хрупкое и недостроенное здание российской креативной экономики, что особенно удивляет на фоне того, что не прошло и нескольких месяцев как Президент России Владимир Владимирович Путин дал прямые поручения о ее развитии.