«Создание инфраструктуры управления данными по лекалам европейского регулирования будет малоэффективным»

27.07.2022

Михаил Журавлев

Руководитель экспертно-аналитического правового направления РЦИС, старший научный сотрудник факультета права Института права цифровой среды Высшей школы экономики

Принятие Регламента ЕС об управлении данными — один из шагов к реализации стратегического плана построения единого европейского цифрового рынка. Его основная задача — выстроить механизмы для кооперации обладателей и пользователей данных, создать условия для доступа заинтересованных лиц не только к открытым данным, но и к данным, имеющим режим ограниченного доступа и использования, включая персональные данные и объекты интеллектуальной собственности.

Примечательно, что Регламент не вносит никаких изменений ни в законодательство ЕС о персональных данных, ни в законодательство ЕС об интеллектуальной собственности. Предоставление доступа к данным, содержащим охраняемые сведения, и их повторное использование в рамках Регламента осуществляются на основаниях, установленных действующими правовыми актами. Так, передача и использование персональных данных возможны только с согласия субъекта персональных данных либо без согласия в случаях, установленных GDPR и национальными законами. Аналогично использование объектов интеллектуальной собственности в составе публичных данных возможно с согласия правообладателя либо в случаях свободного использования, предусмотренных законами об интеллектуальной собственности.

Рецепция подобного законодательства в Российской Федерации в перспективе возможна, однако ей должна предшествовать комплексная адаптация отраслевого законодательства к потребностям оборота данных в цифровой среде. В России до сих пор не получил законодательного разрешения вопрос с обезличиванием персональных данных, не расширены основания для обработки специальных категорий персональных данных в публично значимых целях (в частности, для исследовательских целей). В российском законодательстве об интеллектуальной собственности отсутствуют положения об основаниях использования результатов интеллектуальной деятельности в целях автоматизированного анализа данных — принципиально важного для развития цифровых технологий, включая технологии искусственного интеллекта. Без первостепенного решения этих задач создание инфраструктуры управления данными по лекалам европейского регулирования будет малоэффективным.