«Если проект закона о компенсациях не поправят, он с водой выплеснет и ребенка»

04.07.2023

Юрий Яхин

Старший юрист компании «Меллинг, Войтишкин и партнеры» и преподаватель Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP

Законопроект № 348960-8 направлен на систематизацию норм о компенсациях и исправление недостатков, выявленных в этих нормах Конституционным Судом. С практических позиций проект позволяет также добиться уменьшения числа так называемых “массовых исков”, на которых некоторые правообладатели пытаются обогатиться. Проект также убирает ряд перекосов, которые раньше наблюдались в практике. Я восхищен элегантностью некоторых решений, например, по установлению базового способа расчета компенсации. Проект, безусловно, заслуживает поддержки.

К сожалению, законопроект не вводит двукратную компенсацию для нарушения патентных прав, то есть российские компании как не были, так и не будут заинтересованы в научно-техническом развитии и последующей коммерциализации разработок, поскольку не могут эффективно защищать свои изобретения. Правда, размер “твердой” компенсации для таких нарушений в случае принятия проекта повысится. Если сейчас он составляет от 10 000 до 5 миллионов рублей, проектом предусматривается компенсация от 50 000 до 10 миллионов, это нововведение можно приветствовать как хотя бы небольшой шажок для поддержки научной и промышленной деятельности. Увеличивается и максимальный размер компенсации для нарушения прав на географические указания до тех же 10 миллионов.

Однако эти деньги просто так взыскать будет нельзя. Основным недостатком законопроекта является по сути исключение ответственности крупных нарушителей, будь то производство с нарушением патентных прав, импорт крупной партии контрафактных товаров или продажа товаров под определенным наименованием места производства, не имеющих отношения к реальному месту, где товар был сделан.

Дело в том, что проект устанавливает максимальный размер ответственности по нарушениям исключительных прав в 100 000 рублей, если “нарушение совершено впервые”. Иными словами, если конкурент решил воспользоваться известным брендом или передовой научной разработкой правообладателя, заработал десятки и сотни миллионов на нарушении, но раньше к ответственности не привлекался, то и риск для него не превышает суммы 100 000 рублей (при этом патентные споры очень сложные, они требуют экспертиз, могут идти и год, и два). Если же такая ответственность уже была, не беда. Всегда можно создать компанию, которая займется причинением вреда конкуренту. А сумму в несколько десятков тысяч рублей заложить в ее бюджет. Очень удобно это и для теневых деятелей, которые меняют торговые компании регулярно. Вероятно, это положение появилось в проекте для снижения аппетитов “массовых истцов”, да и пояснительная записка к проекту говорит о том, что это снижение компенсации “допускается”, то есть не обязательно, но в самом тексте проекта, к сожалению, такого упоминания нет. Если проект в этой части не поправят, закон с водой выплеснет и ребенка: не только не поможет научно-технической деятельности и развитию региональных брендов, но и заметно снизит роль всей интеллектуальной собственности в стране.