В Кабардино-Балкарии состоялся Региональный форум РЦИС «Интеллектуальная собственность: основа инновационно-креативной экономики»
Представители бизнеса, науки, культуры и органов власти Кабардино-Балкарии приняли участие в форуме «Интеллектуальная собственность: основа инновационно-креативной экономики. Кабардино-Балкарская Республика 2025». Руководители Российского центра оборота прав на результаты творческой деятельности (РЦИС) и сервисов на базе инфраструктуры РЦИС.РФ рассказали о роли интеллектуальной собственности в экономике знания и цифровых инструментах управления нематериальными активам, а также ответили на вопросы и разобрали с предпринимателями практические кейсы.
Кабардино-Балкария — не чужой регион для РЦИС. В прошлом году с республикой было подписано соглашение о сотрудничестве, а совсем недавно на ПМЭФ утверждена дорожная карта его реализации, напомнил первый заместитель председателя правительства Кабардино-Балкарской Республики Сергей Говоров: «Креативные индустрии могут внести существенный вклад в ВРП, и такие форумы чрезвычайно полезны для нашего бизнес-сообщества».
Заместитель председателя РЦИС Ирина Яковлева отметила, что в соответствии с федеральным законом «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации» от 08.08.2024 № 330-ФЗ субъект креативных индустрий — это тот, кто создает креативный продукт, а последний как раз и представляет собой результат интеллектуальной деятельности или материальный объект, в котором такой результат выражен. Таким образом креативные индустрии неразрывно связаны с интеллектуальной собственностью. «Для того чтобы претендовать на многочисленные меры поддержки, предусмотренные законодательством, бизнес должен отчитаться о выручке от использования интеллектуальной собственности и о затратах на ее создание. Однако с объектами, зарегистрированными в цифровом реестре, можно идти не только к государству, но и, например, в банк за льготным кредитом под залог нематериальных активов», — отметила заместитель председателя РЦИС.
Министр экономического развития КБР Борис Рахаев отметил, что креативные индустрии — динамично развивающийся сектор мировой экономики: «Планируется утвердить реестр субъектов креативных индустрий, критерии отнесения к ним и меры поддержки. Кабардино-Балкарская Республика одна из первых утвердила Закон о креативных (творческих) индустриях в связи с развитием туризма, гастрономии, дизайна, архитектуры и народных ремесел. Закон позволит интегрировать креативный бизнес в экономику, установить правовое регулирование и меры поддержки, а также обеспечит внедрение инноваций и защиту прав на креативные продукты».
Тем печальнее, что люди, создающие творческий или инновационный продукт, зачастую не задаются вопросами интеллектуальных прав, поделился проректор КБГУ Мурат Гукепшоков: «Университет — это место, где рождаются идеи и произведения. Однако до определенного момента мы не понимали, что права на них нужно фиксировать. Для ученых слово “коммерциализация” звучит как нечто, не связанное с их научной деятельностью».
Руководитель Центра поддержки технологий и инноваций КБГУ (ЦПТИ) Марьяна Маржохова отметила, что формирование регионального депозитария объектов интеллектуальной собственности при содействии РЦИС даст возможность Кабардино-Балкарии выявить свои интеллектуальные ресурсы, которые можно будет успешно использовать в коммерческих целях «В Кабардино-Балкарии уже реализуется масштабный проект, направленный на создание единой базы данных, объединяющей креативные индустрии, объекты патентного права и IT-решения. Цель проекта — помочь найти потенциальных партнеров и инвестиции, а также сформировать сильный региональный бренд региона “Сделано в Кабардино-Балкарии”».
Председатель региональной «Опоры России» Альберт Кильчуков в свою очередь заметил, что инфраструктурные решения для творческого и технологического бизнеса важны не только для достижения экономических показателей, но и для формирования благоприятного делового климата, позволяющего реализовывать интересные проекты. «РЦИС — высококлассные эксперты, у нашего региона большой потенциал, убежден, что совместными усилиями мы сможем дать мощный толчок развитию креативных индустрий», — отметил он.
Об основах интеллектуального права собравшимся рассказал руководитель правового экспертно-аналитического направления РЦИС Никита Согрин: «Немногие знают, что слово “бренд” в скандинавских языках еще в III веке означало клеймо для крупного рогатого скота. Мир изменился, а бренд, то есть товарный знак, все так же несет различительную функцию, помогает отличить один продукт от другого. Однако теперь благодаря цифровым технологиям нам больше не надо откладывать решение вопросов интеллектуальной собственности на потом, боясь дополнительных затрат и организационных сложностей. Интеллектуальная собственность есть в любом бизнесе, и отношение к ней как активу — залог успеха в экономике знаний».
Никита Согрин пояснил, что зафиксировать права на продукт, будь то конструкторская документация, фильм или ПО, можно в пару кликов. Это не только открывает широкие возможности судебной защиты, но и позволяет использовать интеллектуальные права как полноценный экономический актив: выдать лицензию, внести в уставный капитал компании и даже, как было сказано выше, предоставить банку в качестве залога по кредиту.
При этом интеллектуальная собственность связана не только с бизнесом, но и с традицией. Так, участники форума заметили, что у балкарцев, как и у многих народов, есть своеобразные фамильные гербы — тамга. Такая графема вполне может рассматриваться как ценный объект интеллектуальных прав.
Если интеллектуальные права — главный актив креативного и технологического бизнеса, то «цифра» — самый эффективный инструмент управления этим активом. О возможностях, которые для этого предоставляет общественно-государственная блокчейн-инфраструктура РЦИС.РФ, рассказал директор РЦИС по развитию и взаимодействию с регионами Алексей Соколов: «Главной проблемой рынка интеллектуальной собственности всегда была нехватка достоверной информации о разнотипных охраняемых объектах. Сеть РЦИС.РФ решает эту проблему, являясь реестром реестров информации об интеллектуальных правах, объединяющим органы власти, вузы, библиотеки, ОКУПы, лейблы, медиахолдинги и всех значимых участников рынка. После того как информация об объекте попадает в блокчейн, ее нельзя удалить или подменить. А значит, на базе этого “озера данных” может функционировать целая экосистема сервисов по управлению правами».
На сегодня в системе записано больше 32 млн транзакций с правами в отношении более чем 12,5 млн объектов. Число правообладателей перевалило за два миллиона. Регионам РЦИС.РФ помогает создавать собственные депозитарии интеллектуальных прав, которые являются единой точкой входа в «озеро данных» и делают «видимой» всю производимую там интеллектуальную собственность, в том числе объекты авторского права, которые не учитываются государственной статистикой. Для глав регионов это означает увеличение эффективности деятельности в части темпов роста физического объема инвестиций в основной капитал.
В основе региональных депозитариев — технология цифрового депонирования от сервиса n’RIS. Как отметила его руководитель Наталья Беленькая, именно авторское право первично даже там, где речь идет о технологиях: «Прежде чем начинать долгий и трудный процесс патентования, автору имеет смысл задуматься о фиксации прав на конструкторскую документацию, CAD-модели, научные отчеты — все то, из чего складывается технология и что составляет портфель прав на продукт».
Сегодня на n’RIS зарегистрировано более 154 000 объектов: от фильмов, книг и музыки до туристических маршрутов и технологических карт. При этом свидетельство о депонировании, включающее сведения об объекте в Сети РИС.РФ, охотно принимается судами в качестве доказательства авторства. В мире интеллектуальной собственности это своего рода аналог паспорта или выписки из ЕГРН.
Для того чтобы заключить сделку с правами, можно воспользоваться первым в России контент-маркетом IPEX, также использующим инфраструктуру РЦИС.РФ. Генеральный директор контент-маркета Дарья Воинова рассказала, что найти нужный объект и получить лицензию на его использование или, наоборот, предложить рынку свой продукт можно буквально в несколько кликов. «Вместо изнурительных поездок, переговоров, подготовки договоров, синих печатей мы предлагаем современное LegalTech-решение, где вам достаточно указать значимые условия сделки и заверить ее электронной подписью. Учитывая, что, например, для десятисерийного сериала требуется получить разрешение на использование от 300 до 1000 музыкальных композиций, легко понять, насколько мы облегчаем жизнь креаторам», — отметила она.
Выигрывает и правообладатель. В отличие от стоков, забирающих до 50% вознаграждения, IPEХ ограничивается комиссией в размере от 1 до 10%. Более того, IPEХ полезен государству, которое может оценить на платформе коммерческую отдачу нематериальных активов креативных компаний, претендующих на льготы. Банк же в случае дефолта по кредиту под залог интеллектуальной собственности легко реализует на контент-маркете данный непрофильный актив.
Музыка в ресторанах, гостиницах, фитнес-клубах и в общественных пространствах —
это та интеллектуальна собственность, которая превращается для бизнеса в качественное конкурентное преимущество.
Однако использование контента предполагает выплату вознаграждения и отчетность перед правообладателем. Автоматизировать эту задачу позволяет сервис FONMIX, также являющийся узлом РЦИС.РФ, рассказала директор по развитию Лаборатории исследований и разработок IPChain Владислава Корнева: «Благодаря технологии блокчейн у автора перед глазами всегда есть доступ к верифицированному отчету о том, где и в каком объеме использовалась его музыка. И этот отчет нельзя изменить или подделать. Пользователь же получает более 20 млн треков, а также специально составленные под решение бизнес-задач плейлисты».
Сервис фоновой музыки для HoReCa может оказаться особенно востребованным в ситуации бурно растущего туристического бизнеса. В минувшем году этот сегмент в КБР вырос на 20%, а за последние пять лет — в три раза.
Владислава Корнева также представила решение по мониторингу, позволяющее оценить, в каком объеме охраняемый контент используется на радио и телевидении, составить представление об эффективности рекламной кампании и проанализировать информационную повестку.
Еще одно решение на базе РЦИС.РФ, о котором она рассказала, — Национальная платформа ХУДОЖНИКИ/ARTISTS. Это своего рода соцсеть для живописцев, графиков, скульпторов и дизайнеров и одновременно каталог их работ.
Важнейшее направление в креативном бизнесе — франчайзинг, отметила генеральный директор цифровой платформы для создания и продажи франшиз SCALE IT Мария Кизима: «Франчайзинг — органическая часть креативных индустрий, потому что эта модель бизнеса полностью основана на монетизации портфеля интеллектуальных прав. Именно интеллектуальная собственность позволяет бизнесу успешно масштабировать свой опыт, тиражировать успех и выстраивать подлинно партнерские отношения с лицензиатами».
Она рассказала, что на платформе предприниматели могут собрать собственную франшизу, выявив ключевые нематериальные активы и определив условия их передачи. Для потенциальных франчайзи же платформа — удобная витрина надежных концепций без рекламных обещаний и мелкого шрифта в конце.
Сегодня в Кабардино-Балкарии 21 000 субъектов МСП, треть которых можно отнести к креативным индустриям, отметил директор Центра «Мой бизнес» КБР Хадис Дударов. При этом, по его словам, множество креативных предпринимателей — самозанятые и потому не могут попасть в соответствующий реестр. «Неужели самозанятость больше не приоритет для государства?» — развел руками он.
Алексей Соколов на это заметил, что законодательство о креативных индустриях оставляет за регионами множество полномочий во всем, что касается критериев отнесения к креативным индустриям, мер поддержи и формирования регионального реестра. Он выразил уверенность, что проблема легко может быть решена в ходе консультаций с регуляторами.
Завершился форум разбором нескольких кейсов, связанных с конкретными продуктами: брендами одежды и украшений и технологической разработкой для сельскохозяйственной отрасли. Эксперты обсудили нюансы зарубежного патентования, выявления нарушений и мер поддержки для креативного и технологического бизнеса.