#Инициативы

Как извлечь толк из творчества в Московской области

08/12/2025
Фото: пресс-службы РЦИС

РЦИС принял участие в дискуссии «Креативная экономика Подмосковья: стратегии роста»

Уникальный аутентичный продукт, здоровые амбиции и внимательное отношение к интеллектуальной собственности — это три составляющие успеха креативных индустрий Московской области. С таким тезисом руководитель департамента по развитию и взаимодействию с регионами Российского центра оборота прав на результаты творческой деятельности (РЦИС) Алексей Соколов выступил на «толк-шоу» о развитии креативных индустрий «Креативная экономика Подмосковья: стратегия роста» Агентства креативных индустрий.

Креативные индустрии Московской области в последние пять лет растут быстрее традиционных отраслей. Исследование НИУ ВШЭ, представленное на мероприятии в пространстве АКИ.лаб, показывает, что выручка технологических и креативных компаний выросла на 23%, а стоимость их нематериальных активов увеличилась на 78%. В числе лидеров гастрономия, IT, исполнительские искусства, дизайн, мода и все, что связано с аудиовизуальным контентом. Регион активно развивает инфраструктуру поддержки творческих предпринимателей, запускает образовательные и акселерационные программы.

Как отметил директор департамента по развитию и взаимодействия с регионами РЦИС Алексей Соколов, чтобы закрепить и приумножить успехи, креативным предпринимателям Подмосковья необходимо активнее вовлекать результаты интеллектуальной деятельности в коммерческий оборот: «Творческий бизнес характеризуется тем, что его продукт — это результаты интеллектуальной деятельности или материальные товары, в которых подобные результаты выражены, составляя существенную часть их стоимости. Отсюда на первый план выходит задача грамотного оформления прав на такие результаты, их защиты и монетизации».

Алексей Соколов отметил, что общественно-государственная инфраструктура Сеть РЦИС.РФ и сервисы на ее основе позволяют легко решить задачу фиксации интеллектуальных прав и вовлечения их в экономический оборот: «Как только права должным образом декларированы в нашей информационной системе, они превращаются в полноценный экономический актив, который можно учесть на балансе организации, повысив ее капитализацию, передать по лицензии, включить в состав франчайзингового портфеля и даже предоставить банку в качестве обеспечения по кредиту».

По его словам, льготное кредитование инновационного и креативного бизнеса под залог нематериальных активов уже осуществляется в ряде российских регионов, например в Москве, Новосибирской области, Якутии. «Запустить подобный проект возможно. Для этого необходима политическая воля регионального правительств, в том числе для субсидирования ставки, готовность регионального гарантийного фонда выступить поручителем по таким займам. Пример чему опыт Московского инновационного кластера, успешно реализующего данный механизм с помощью сервисов на базе РЦИС.РФ», — пояснил Алексей Соколов.

Директор департамента по развитию и взаимодействию с регионами РЦИС заключил, что, для того чтобы преуспеть в креативном бизнесе, подмосковным предпринимателям необходимо грамотно выявлять нематериальные активы, сообщающие их продукту ценность и аутентичность, смело использовать инструменты масштабирования, доступные в том числе благодаря цифровым сервисам, и защищать свою интеллектуальную собственность как технологически, так и в судебно-претензионном порядке.

В дискуссии также приняли участие руководитель направления научных исследований и социокультурных проектов АНО «Центр территориального развития Ивановской области» Михаил Тимофеев, федеральный эксперт сфере культуры и креативных индустрий Татьяна Ившина, заведующая Лабораторией исследования креативных индустрий ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Виктория Боос, директор центра поддержки предпринимательства Московской области Елена Левдикова, председатель Комитета Московской областной думы по образованию, культуре, науке, туризму, спорту и молодежной политике Линара Саметдинова, председатель Комитета по развитию креативных индустрий Московского областного отделения «ОПОРА РОССИИ», основатель Агентства брендинга, коммуникаций и бизнес-событий «Креатив Индустрия» Ирина Патрикеева, сооснователь, генеральный директор туристско-информационного центра «История места» Павел Дружинин, генеральный директор кондитерской фабрики «РАМЕНСКИЕ ИРИСКИ» Анна Старостина, индивидуальный предприниматель и основательница бренда Ocean Wave Евгения Сорокина. Модерировал дискуссию генеральный директор Федерации креативных индустрий Игорь М. Намаконов.