Начало лета ознаменовалось значимыми законодательными нововведениями в сфере интеллектуальной собственности, демонстрирующими приверженность России принципам международных соглашений, а также стремление к постоянному совершенствованию экосистемы интеллектуальной собственности.
Прежде всего, в фокусе внимания законодателей оказалось регулирование товарных знаков: 8 июня 2022 года Госдума приняла в третьем чтении законопроект, разрешающий физическим лицам регистрировать товарные знаки. Проект федерального закона «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» разработан в рамках дорожной карты «Трансформация делового климата» в сфере интеллектуальной собственности: Законопроект № 63528-8 «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации (в части расширения круга правообладателей товарных знаков)» https://sozd.duma.gov.ru/bill/63528-8 .
Товарные знаки — один из популярных и действенных инструментов продвижения для малого бизнеса. Однако граждане, не являющиеся ИП, до сих пор не могли зарегистрировать свой товарный знак. После вступления закона в силу у россиян появится дополнительный инструмент для развития личных брендов. Кроме того, закон позволит уравнять в правах россиян и иностранных граждан: Россия является участницей Мадридского соглашения, согласно которому регистрировать товарные знаки могут как юридические, так и физические лица.
Законопроект также предусматривает обязательную регистрацию залога прав на компьютерные программы (программы для ЭВМ и базы данных), зарегистрированные в Роспатенте.
Такое нововведение будет способствовать развитию кредитования технологических компаний под залог прав на программное обеспечение. При обращении в банк за заемным финансированием компании смогут подтвердить отсутствие обременений на программы для ЭВМ и базы данных, передать права на них в качестве обеспечения и получить кредитные средства на развитие бизнеса.
Экспертное мнение:
Константин Леонтьев, доцент Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP, заместитель генерального директора ООО Правовое бюро "Омега", к. ю. н.
В то же время товарные знаки могут быть использованы в качестве инструмента манипуляции потребителями. Чтобы оградить граждан от недобросовестных производителей, в конце мая был принят закон, запрещающий использовать при регистрации товарного знака наименование географического объекта, не имеющего никакого отношения ни к продукту, ни к производителю: Законопроект № 93395-8 «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» https://sozd.duma.gov.ru/bill/93395-8.
Согласно закону в качестве товарных знаков не могут быть зарегистрированы обозначения, «включающие, воспроизводящие или имитирующие географические указания или наименования мест происхождения товаров», если использование такого знака будет ассоциироваться у потребителей с конкретным местом, а также если это может «ущемить законные интересы правообладателя исключительного права на географическое указание или наименование места происхождения товара».
Вместе с тем регистрация обозначений с указанием названий географических объектов или производных от таких названий обозначений в качестве неохраняемых элементов может осуществляться только в отношении лиц, которые находятся или имеют действительное производство в границах географического объекта, наименование которого включается в товарный знак.
Экспертное мнение:
Константин Леонтьев, доцент Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP, заместитель генерального директора ООО Правовое бюро "Омега", к. ю. н.
В рамках международных соглашений в сфере авторского права российскими парламентариями в начале июня в третьем чтении был принят закон, регулирующий нормы предоставления бесплатного доступа к литературе гражданам с нарушением зрения: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1193643-7.
Закон позволяет перепечатывать произведения в формате, предназначенном для слепых и слабовидящих, без согласия автора или иного обладателя исключительного права и без выплаты ему вознаграждения. При этом имя автора должно быть обязательно указано.
Документ приводит нормы Гражданского кодекса Российской Федерации в соответствие с положениями Марракешского договора. Сегодня аналогичные положения предусмотрены только в отношении слепых и слабовидящих. Принятие законопроекта позволяет также включить в этот перечень людей, имеющих различного рода нарушения зрения или физические особенности, в силу которых они не могут полноценно читать. Кроме того, нововведения подразумевают бесплатный доступ к произведениям, созданным в специальных форматах, через интернет.
Марракешский договор об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям является одним из первых международных договоров в области авторского права, направленным на расширение доступа к печатным произведениям, защищенным авторским правом для почти 300 млн людей с ограниченными возможностями восприятия печатной информации. Россия присоединилась к договору в ноябре 2017 года, и 8 мая 2018 года договор вступил в стране в силу. Тем самым Россия приняла на себя обязательства устранить юридические барьеры, препятствующие расширению и равенству в доступе к книгам и другим материалам для слепых, слабовидящих и лиц, имеющих иные ограниченные способности воспринимать печатную информацию.
Еще одна громкая законодательная инициатива в области авторского права была рассмотрена Государственной думой в первом чтении. Законопроект https://sozd.duma.gov.ru/bill/111679-8, внесенный Правительством Российской Федерации, позволит признать художника-постановщика анимационного фильма автором аудиовизуального произведения.
Согласно действующему законодательству авторами аудиовизуального произведения признаются режиссер-постановщик, автор сценария, композитор. Внесение такой поправки вполне обосновано, ведь художественные образы, созданные художником-постановщиком, являются наиболее значимой творческой составляющей анимационного фильма, которая может превышать вклад режиссера-постановщика, автора сценария или композитора оригинальной музыки. Законодательные изменения позволят повысить статус художника-постановщика анимационного фильма, простимулируют художников на создание новых картин, наделят их имущественными и личными неимущественными правами, в том числе правом на дополнительное авторское вознаграждение и защиту фильмов.
Экспертное мнение:
Ирина Мастусова, Исполнительный директор Ассоциации анимационного кино (ААК) и член Общественной палаты РФ
Как известно, налоговое стимулирование — один из наиболее эффективных методов стимулирования экономической активности. В конце мая Президентом Российской Федерации был подписан закон, предусматривающий возобновление действия льготы по налогу на прибыль организаций в отношении доходов в виде имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД), выявленных в ходе проведенной налогоплательщиком инвентаризации имущества и имущественных прав. https://sozd.duma.gov.ru/bill/71616-8. Льгота ранее действовала в период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2019 года включительно и являлась стимулом для выявления и постановки на баланс прав на РИД, обеспечения их надлежащей правовой охраной и вовлечения в оборот. «Предусмотренный льготой двухлетний срок оказался недостаточным, принимая во внимание длительность и трудоемкость проведения процедуры инвентаризации прав на РИД. При этом у компаний и ряда субъектов Российской Федерации есть высокая потребность в возобновлении действия льготы», — говорится в пояснительной записке. Закон предусматривает возобновление с 1 января 2022 года на три года (по 31 декабря 2024 года включительно) действия льготы по налогу на прибыль организаций в отношении доходов в виде имущественных прав на РИД, выявленных в ходе инвентаризации. Для субъектов МСП действие льготы возобновляется на пять лет (с 1 января 2022 года по 31 декабря 2026 года включительно). Такие сроки позволят провести и информационную кампанию, и процедуры инвентаризации, направленные на выявление РИД, и необходимое оформление прав на них. Применение предлагаемой льготы позволит без дополнительной налоговой нагрузки вывести на рынок интеллектуальные решения, способствующие росту конкурентоспособности продукции и капитализации российских компаний.